Эксперты считают, что реализации транзитного потенциала Транссибирской железнодорожной магистрали необходимо не только расширять ее пропускную способность и увеличивать скорость перевозки (что сейчас делается в рамках программы «Транссиб за 7 суток»), но и вводить систему свободного ценообразования. Это позволить объем перевозок железнодорожным транспортом.
Сегодня ситуация такова, что Россия, некогда претендовавшая на то, чтобы стать транзитным направлением для Европы, сама пользуется транзитными услугами европейских стран. Такая мысль была озвучена на II Международной конференции «Контейнерные перевозки в России: как оптимизировать процесс доставки грузов».
Сегодня понимается важность развития транспортной инфраструктуры. Однако это планы на перспективу, не способные дать результата здесь и сейчас. В то же самое время крупнейшие морские контейнерные линии планируют уже в ближайшем будущем вводить в строй новые суда вместимостью по 18—20 тыc. TEU. Причем речь идет не о долгосрочной перспективе срок ввода в эксплуатацию: 2013—2014 годы. Все дело в стабилизации грузопотоков по основным направлениям: перевозки из Европы и Китая более не демонстрируют устойчивого роста пришло время оптимизации издержек.
Ввод в эксплуатацию крупных судов позволит почти вдвое сократить расходы на морские перевозки, не оставляя шанса железной дороге в конкурентной борьбе до тех пор, пока на железнодорожном транспорте не будет введено свободное ценообразование, которое позволило бы оперативно вслед за изменением ситуации на рынке изменять тарифы.